Обзор World of Warcraft: Shadowlands. Снова на коне?

До релизаShadowlandsпоклонники относились к дополнению крайне настороженно. Оно и понятно:Battle for Azerothполучился не просто плохим, но худшим аддоном за шестнадцатилетнюю историю игры, потеснив даже ругаемый всемиCataclysm. Причем еслиBfAподнимала крайне хайповые и ожидаемые фанатами темы, то здесь нас вообще ждал какой-то новый и практически неизвестный лор. Еще и дату выхода неоднократно переносили, что лишь усиливало подозрения. Но на деле аддон оказался ярким, свежим и интересным приключением старых героев в абсолютно новых декорациях. Мы же наблюдали за запуском Shadowlands из первого ряда: качались в первую ночь после релиза, спешно усиливали выбранный ковенант и активно одевались в мифических подземельях, чтобы рассказать вам обо всех особенностях нового аддона как можно быстрее.

Итак, изменений в игре очень много, как много и нового контента, так что мы постараемся не задерживаться на отдельных нюансах надолго, дабы успеть рассказать обо всем, что заслуживает внимания. Первым из важных изменений стала кардинальная переработка системы прокачки новых персонажей. Уровни деноминировали, как в свое время это сделали с рублем: вместо ожидаемого 120-го максимальным вновь оказался 60-й. Схлопнулись и все цифры урона, здоровья, маны и всего остального, так что нулей теперь гораздо меньше. Сама прокачка с первого по пятидесятый значительно ускорилась: новичкам больше не нужно вникать в последовательность дополнений и как угорелым носиться туда-сюда по материкам и континентам. Достаточно выбрать один, любимый аддон, и отправиться качаться туда. Нравится Wrath of the Lich King? Пожалуйста! Король-Лич ждет. Предпочитаете времена Legion? Отлично! Вперед, мочить демонов! И эта система действительно куда удобнее той громоздкой абоминации, в которую превратилась прокачка за все эти годы.

Кастомизация внешности не подкачала. Старые персонажи выглядят как новые

Новых рас и классов на этот раз не завезли, что, наверное, и хорошо, потому что со всеми союзными расами из Legion и BfA их стало и так слишком много. Зато добавили действительно большой набор кастомизации персонажа. Причем сделано это было не только ради политкорректной повестки (привет эльфам-афроамериканцам), но и чтобы расширить возможности существенно устаревшего редактора персонажей. Новые прически, татуировки и украшения это круто. Да, сверхмощный редактор из некоторых корейских MMO у Blizzard не получился, но к этому никто и не стремился. Зато обновить внешность своего героя теперь сможет каждый, причем сделать это можно в обычной парикмахерской за горстку игрового золота. Так, за каких-то 40 золотых, стилист с ножницами способен изменить вам даже пол (не спрашивайте).

Но перейдем уже и к самому дополнению. По сюжету спалившая великое древо эльфов Тельдрассил и благополучно проигравшая развязанную ей же войну с Альянсом Сильвана благополучно предает Орду, уничтожает сдерживающий Плеть шлем Короля-Лича и скрывается в загробном мире, оставив весь Азерот жаждать мести и разбираться с последствиями. Кстати, по объему совершенных гадостей бывшая эльфийка уже переплюнула и своего убийцу Артаса Менетила, и печально известного Гарроша Адского Крика, став эдаким абсолютным злом. Но портила жизнь всем и вся она, разумеется, не одна: ей помогал некий таинственный Тюремщик могущественное существо из мира мертвых. Пока Сильвана бедокурила на Азероте, он занимался примерно тем же самым в Темных Землях местном аналоге потустороннего мира, куда попадают души после смерти. Вот и получается, что нам с вами, отважным героям, не остается ничего, кроме как отправиться в мир смерти, чтобы остановить Сильвану и Тюремщика. Ну а там, понятное дело, нас ждут совершенно новые расы, локации и, разумеется, враги. И да: поверьте, но это было самое краткое изложение сюжетной завязки из возможных.

Если раньше сопереживать Сильване было не трудно, то теперь это злодей номер один для всего Азерота

Процесс прокачки в Shadowlands строго коридорный. Мы не можем выбирать ни локации, ни квесты, а просто идем по сюжету туда, куда нам скажут, время от времени слушая диалоги и просматривая ролики, которые, кстати, вновь неплохо прокачали. Теперь даже сцены на движке игры выглядят на порядок лучше. Причем по достижении 60 уровня прокачка не заканчивается: она завершится лишь тогда, когда вы добьете сюжетную линию, а она тут отнюдь не маленькая. Есть в игре, конечно, и побочные задания, но если качаться в режиме со включенным PvP, дающим бонусный опыт, то их смело можно игнорировать экспы хватит с лихвой. Сюжетка, в целом, получилась довольно увлекательной. Гринд постоянно разбавляют всяческими мини-играми, попутно знакомя нас с новыми механиками и способностями. Также мы встречаем ряд знакомых героев, некоторых из которых в Темные Земли мы и подавно отправили сами. А еще сюжетная линия таит в себе массу твистов, неожиданных роялей в кустах и коварных предательств, так что скучать точно не придется.

Любопытно, что последующих персонажей можно прокачивать уже по другой схеме. Мы просто набираем приключений, а потом идем в произвольные локации делать случайные квесты. Так можно пропустить львиную долю роликов и диалогов, что существенно ускорит процесс левелинга. Одним словом, если вы играли в Режим приключений из Diablo 3, то сразу смекнете, что к чему.

Открытый мир вообще является, пожалуй, главным достоинством Shadowlands. Еще никогда в WoWне было ТАКОГО количества занятий помимо стандартных дейликов, мировых заданий и прочих классических видов гринда. Все зоны буквально усыпаны редкими монстрами, тайниками и секретами, которые награждают внимательного путника игрушками, питомцами и даже ездовыми животными. К примеру, редких монстров нужно призывать различными способами, начинающимися со сбора специальных подношений, и заканчивая ритуальными танцами вместе с товарищами. За тайниками же придется прыгать с помощью специальных грибов или выполнять другие особые условия. Одним словом, механик огромное количество, из-за чего исследовать Темные Земли по-настоящему интересно. Как в какой-нибудь Skyrim, от намеченной цели вроде мирового квеста нас постоянно отвлекают появляющиеся тут и там рарники, секреты и другие активности, сулящие дополнительные бонусы.

Старт аддона. Игроки сделали некое подобие очереди на вход в Темные Земли…

Тем не менее, до описанных плюшек после достижения 60 уровня руки доходят далеко не всегда. Игра, конечно, не возводит гринд в абсолют, как это делало BfA, заставляя прокачивать азеритовую силу практически постоянно, но и без дела тоже отнюдь не оставляет. Центральной фишкой дополнения стали ковенанты. Всего их четыре, по одному на каждую из основных сюжетных локаций игры, но выбрать для прокачки каждому персонажу предстоит всего один. От этого выбора будет зависеть набор дополнительных способностей (зачастую крайне мощных), трансмогрификация для брони, маунты и прочие бонусы, открывающиеся по мере помощи ковенанту. Причем прокачать все сразу нельзя. В неделю можно поднимать всего по паре-тройке уровней. Сама же структура развития ковенантов больше всего напоминает сезонный пропуск, с которым вы наверняка прекрасно знакомы.

Выбор ковенанта главный выбор всего дополнения

Давайте кратко расскажем о каждом из них. Кирии это те самые ангелы (или даэвы из Aion) с крыльями, которые отвечают за прием и перерождение новых душ. Живут они в светлом и просторном Бастионе, который будто бы витает в облаках. Некролорды воинственные и немного подгнившие бойцы, радостно принимающие у себя души павших воителей. Они живут в мрачном, но по-своему привлекательном Малдраксусе. Ночной народец следит за спящими духами хранителей природы. Они обитают в волшебном лесу Арденвельд, который подозрительно похож на вселенную Oriпримерно всем. Что, однако, не отменяет факта: на сегодняшний день это одна из самых красивых локаций в игре. Ну а последняя зона, Ревендрет, стала домом для Вентиров ребят, которые отвечают за искупление грехов наиболее потерянных душ. У них все предельно чопорно и готично.

Каждый ковенант имеет свою сюжетную линию, причем очень важную (хотя и она открывается постепенно, по мере прокачки). И это уже серьезный минус: играя одним персонажем, вы посмотрите лишь четверть важного постсюжетного контента. К примеру, история Ночного народца фактически начинается с судьбы рванувшей в портал и без вести пропавшей в Утробе Ночной Воительницы Тиранды.

Ковенанты активно прокачиваются с помощью многочисленных заданий и сбора нового ресурса анимы (не путать с японскими мультиками). В обмен мы получаем быстрое перемещение по локации своего ковенанта, разблокировку новых заданий с мощными наградами и уникальные для всех фишки, еще немного упрощающие жизнь. Стол с заданиями для соратников, которых мы из аддона в аддон отправляли навстречу приключениям, никуда не делся, но существенно преобразился. Теперь это некое подобие популярного режима Autochess, где мы лишь расставляем подчиненных, дабы те сражались с монстрами самостоятельно. Получилось неплохо, но для людей, с жанром не знакомых, не совсем понятно, потому как никакого обучения новой фишке в игре нет. Со временем, попробовав разные варианты расстановки, ты понимаешь, что к чему, но банальный туториал пришелся бы здесь очень кстати.

Большинство мировых заданий Shadowlands то еще занудство. Но некоторые вас определенно порадуют

Отдельно стоит рассказать и про другую важную особенность Shadowlands Утробу. Это такое место, куда традиционно попадали самые безнадежные души и автоматически обрекались на вечные страдания. Правит здесь как раз тот самый Тюремщик, так что теплого приема ждать не стоит. И мы, конечно, понимаем, что Утроба место, созданное для страданий, но зачем же заставлять страдать и самих игроков? Отправлять сюда нас будут очень часто, а вот удовольствия от пребывания в Утробе, кажется, не испытывал еще никто. Во-первых, на каждом шагу здесь поджидают толпы злобных элитных монстров. Во-вторых, долгое время у вас здесь не будет вообще никакого маунта, не говоря уж о летающем (выдаваемые на минуту после убийства их наездника костяные собаки в счет не идут). В-третьих, Тюремщик будет регулярно насылать на вас падающие с неба метеориты, наемных убийц и бог весть что еще. Ну а если вы еще и играете в PvP-режиме

Одним словом, это отвратительное место, куда нужно ходить каждый день, чтобы прокачивать репутацию, спасать союзников, улучшать свой ковенант и делать много чего еще. Но как же туда не хочется! Честно говоря, мы с восторгом заходим в Shadowlands, ожидая там новых приключений, интересных секретов и увлекательных подземелий, но каждый раз это радостное чувство омрачается необходимостью вновь и вновь таскаться в Утробу, чтобы бегать среди 3000 оттенков коричневого цвета, попутно отбиваясь от всех подряд. Да, мы понимаем: так и задумано. Вот только зачем? Ведь и без Утробы 2020 год подарил нам достаточно страданий.

Здесь же, кстати, находится и знаменитая башня Торгаст, которая является тюрьмой особого режима даже по меркам Утробы. Он интересен тем, что каждый поход сюда будет отличаться от предыдущего, так как конфигурации комнат и врагов здесь генерируются случайным образом. Проходить его, однако, оказалось довольно интересно. Дело в том, что по мере продвижения вглубь мы открываем уникальные и весьма мощные способности. К примеру, убив очередного босса на этаже, мы делаем выбор из двух или трех способностей, которые могут как существенно усилить персонажа, так и дать возможность, скажем, быстрее бегать, находясь возле стен. Тут уж как повезет. В общем, Торгаст построен по принципу приключений из Hearthstone, что не так уж и плохо. Сюда тоже придется ходить регулярно, так как легендарное снаряжение отныне создается с помощью специальной валюты, которая добывается, главным образом, именно в Торгасте. Падает ее немного, так что закрыть все доступные на неделе этажи придется аж несколько раз, прежде чем вы сможете собрать себе первую легендарку.

Не обошлось и без своеобразной версии сезонного пропуска…

Другой ложкой дегтя можно назвать то, как Blizzardзачем-то нарочно усложнила жизнь игрокам. Если раньше большинство заданий в открытом мире выполнялось быстрым подбором группы через специальные модификации, то теперь потеть приходится самостоятельно, либо заваливаться туда сразу вместе с друзьями. Сами квесты тоже стали гораздо дольше и зануднее. Задания Убей одного большого монстра пропали совсем, причем заменили их наиболее неприятные Настрогай 15 маленьких врагов, убей одного большого и собери n предметов. Еще и свисток, телепортировавший персонажа к ближайшему распорядителю полетов, убрали вовсе. Из-за этого львиную долю игрового времени мы либо занудно фармим пресловутых 15 врагов, либо куда-то едем. Видимо, к таким сомнительным изменениям разработчиков подтолкнул успех WoW Classic. Вот только аудитория у классического и актуального WoWуже совершенно разная.

То, что происходит в Утробе остается в Утробе

Впрочем, как мы и сказали раньше, все эти активности имеют еженедельный лимит, так что фармить их сутками напролет, к счастью, не придется. Игра дает тебе понять, что она не вторая работа, и ты вполне можешь заняться питомцами или разгадать очередной необязательный ребус. Хотя после прокачки на тебя сходу вываливают столько, что энтузиазм можно и порастерять. Благо, довольно скоро Shadowlandsснижает темп и дает-таки время, чтобы отдышаться и насладиться очень неплохим дополнением. Также мы определенно можем похвалить отличные и оригинальные подземелья, где уже провели немало времени. Та сторона и подавно показалась нам лучшим данжем за последние несколько аддонов. В подземельях полно новых и оригинальных босс-механик, а в одном из них есть даже лабиринт с загадками, которые нам предлагается решать между сражениями.

В этот момент мы исполняем роль коня короля Андуина Ринна

О PvP говорить что-то еще слишком рано, так как новый сезон арены еще не начался, но стычки в мире здесь получились, наверное, самыми веселыми со времен Cataclysm. Дело в том, что за убийство игрока в открытом мире теперь дается немало очков чести. Это мигом добавило необходимую мотивацию всем ганкерам Азерота, поэтому мы советуем вам не включать PvP-режим, если вы не готовы к сражениям с противоположной фракцией. Либо просто прокачивайтесь вместе с друзьями, как это делали мы. Всегда хорошо, когда кто-то прикрывает тебе спину.

Со стилем у Blizzard всегда было все в порядке

В заключение стоит отметить очень неплохую оптимизацию игры, распределенную нагрузку на сервера, очень качественный с технической точки зрения старт и добавленную технологию трассировки лучей. Последняя, впрочем, была не то чтобы необходима, но, раз уж добавили пусть будет. Музыка в Shadowlandsполучилась относительно нейтральной. Она не мешает, но и не восхищает, как это было в BfA. Больше об особенностях аддона нам добавить, пожалуй, особо и нечего, поэтому давайте уже закругляться текст и без того получился неприлично большим.

Да, Shadowlands точно не лучший аддон в истории игры. Тем не менее, он позволяет наслаждаться игровым процессом, что, пожалуй, является ключевым фактором в ММОRPG, где львиная доля геймплея связана с гриндом. Это новый и далеко не самый худший лор, яркие и невероятно наполненные крутым контентом локации, любопытная механика ковенантов и значительное улучшение прокачки для новых персонажей. А еще тут есть очень крутые подземелья, фирменная уютная картинка из WoW, возвращение мирового PvP и ощущение постоянного прогресса без каких-то невероятных усилий, которые требовались в Battle for Azeroth.

На другой чаще весов у нас отвратительная со всех сторон Утроба, искусственное усложнение жизни игроков и ограничение доступа к сюжетным кампаниям других ковенантов. Впрочем, последнее было и в других аддонах, разве что касалось оно уже твоих фракции или класса. Как бы то ни было — плюсы здесь определенно перевешивают минусы, и пока в наших глазах Blizzard реабилитируется после абсолютного провала с «Битвой за Азерот». Однако под занавес нам хочется напомнить, что удачный запуск аддона в MMORPG еще не гарантирует того, что на протяжении его жизненного цикла все будет столь же радужно. Так, контент Warlords of Draenor на старте существенно отличался от того, что мы получили ближе к финалу дополнения. Но пока мы будем надеяться на лучшее и наслаждаться тем, что имеем уже сейчас, потому что пока с Shadowlands все весьма и весьма неплохо.