Кто такой Дэн Хаузер и почему Rockstar без него не будет прежней

Пятого февраля в игровом медиапространстве взорвалась информационная бомба: Дэн Хаузер, ведущий сценарист и продюсер главных игр Rockstar, покинет компанию после 22 лет в седле. Кто он такой, почему это важно и как скажется на шестой части Grand Theft Auto? Разберемся прямо сейчас.

Ни для кого не секрет, что первые лица Rockstar не слишком любят появляться на публике, предпочитая оставаться героями в тени. Оттого глядя на Дэна Хаузера лысого и приземистого небритого мужика, разменявшего пятый десяток лет в нем сложно признать автора главных видеоигровых хитов XXI века. Такому бы грузчиком в порту работать или пиво за барной стойкой разливать. В его кармане множество наград за выдающиеся заслуги, а в послужном списке почти все игры серии GTA, обе части Red Dead Redemption, Bully, Max Payne 3 Но важнее всех громких вывесок и регалий то, как Дэну удалось изменить сам подход к созданию сюжетов в крупнобюджетных и масштабных играх, когда их еще не было принято маркировать тремя заглавными буквами A.

Дэни его старший брат Сэм родились в британской семье кинозвезды и джазового музыканта. Занятия родителей во многом определили спектр интересов юного Дэна. Только романтическим комедиям он чаще предпочитал гангстерские фильмы, а академической музыке рок и хип-хоп. А вот увлечение брата видеоиграми Дэнпоначалу не разделял. В пришедшиеся на 80-е юные годы его гораздо чаще можно было застать не с геймпадом в руках, а с книгой. Неудивительно, что парень в итоге оказался на литературном отделении Оксфорда. Сэм Хаузертем временем шел своим путем, который к концу 90-х привел его к руководящей должности в компании BMG Interactive. Она вот-вот готовилась выпустить на рынок ни на что не похожую игру под названием Grand Theft Auto. Вскоре Сэм заручился поддержкой младшего брата, который должен был заняться сценариями будущих игр, а компания получила новое имя: Rockstar.

Чем разбирать каждую работу Дэнав отдельности, правильнее будет взглянуть на его подход к созданию нарратива в целом. Прежде всего, слово реализм, частенько звучавшее в застенках Rockstar с Дэном в роли ведущего сценариста, никогда не было для студии пустым звуком. Если парням нужно было создать виртуальный аналог Нью-Йорка в лице Либерти-Сити, то в реальный Нью-Йорк вылетала целая делегация, вооруженная блокнотами и фотокамерами. Если нужен был Майами 80-х, как в Vice City, то разработчики дружной компанией отправлялись смотреть культовые гангстерские фильмы, посвященные этой эпохе. Собранные материалы объединялись в базу данных, к которой впоследствии обращались художники и сценаристы.

Никому ранее в индустрии и голову не приходило исповедовать настолько скрупулезный подход это же всего лишь игры! В Rockstar же он распространялся даже на самые мелкие детали. Если в игре появлялся какой-то автомобиль, то он должен был быть не просто определенной модели, но и конкретного года выпуска и конфигурации. Или взять, например, радиостанции. Только для создания джинглов для радио в Vice City Дэн часами слушал записи рекламы и ток-шоу 80-х годов, стараясь ухватить дух времени. С выбором музыки было проще культурный бэкграунд Хаузеров обеспечивал их всем необходимым.

Но только воссоздать реальность мало. Художественную ценность ей придает авторский взгляд и приемы, главным из которых в арсенале Дэна всегда была сатира на современное общество. По собственному признанию, те же неоново-кокаиновые 80-е для него стали возможностью высмеять современную действительность с ее жадностью, любовью к деньгам и дурновкусием. А что может быть более подходящим для изображения пороков общества, чем взгляд из-за плеча матерого преступника? При такой перспективе образы воплощающих эти пороки персонажей искажаются до гротеска, карикатуры достаточно вспомнить вечно обдолбанного адвоката-параноика из Vice City, продажных копов из San Andreas или психоаналитика изGTA 5.

В то же время Дэн умел рассказать серьезную и даже драматичную историю, когда это было необходимо. В его позднем творчестве особенно заметен контраст комического и трагического. На фоне ярко комедийных GTA 3 и Vice City завязка San Andreas, где вернувшегося в отчий дом главного героя преследуют воспоминания об усопшей матери, казалась непривычно мрачной. Но тут же рядом оказывается откровенно комичный Биг Смоук с бейсбольной битой наперевес, словно бы заявляющий: Это все еще GTA! Даже побитый жизнью и постаревший Макс Пейн во время перестрелки в модном клубе не упустит возможности пожаловаться на отвратительную музыку.

Пожалуй, самой личной дляДэна стала история Нико Беллика из GTA 4 иммигранта, в поисках свободы очутившегося в удивительном, но совершенно недружелюбном к аутсайдерам городе. Дэну в свое время самому довелось оказаться в чуждой ему обстановке и лично отстаивать то, что было ему важно право на творчество, собственный голос. Так уж вышло, что самые яркие пародии на американскую действительность в видеоиграх были созданы британцем.

Хаузеры всегда старались создавать массовый продукт, сделать игры такими же масштабными, как кино (к слову, именно Дэн настаивал на привлечении к озвучанию игр кинозвезд первой величины). В начале их творческого пути это казалось безумием, но совсем недавно на наших глазах GTA 5 стала не только самой успешной игрой, но и самым успешным развлекательным продуктом в истории, оставив далеко позади все голливудские блокбастеры.

Дэн Хаузер с его эклектикой и многочисленными отсылками не Бергман и не Феллини, но Квентин Тарантино от мира видеоигр. И при всей ориентированности его историй на широкую аудиторию, ни у кого не возникает сомнений, что Дэну удалось сохранить свой авторский почерк. Недаром сценарий Max Payne 3 многие окрестили слишком рокстаровским или гташным. Пусть кто-то ставил игре это в упрек дело вкуса. Факт остается фактом: историю, написанную Дэном Хаузером, ни с чем невозможно спутать.

Можно было бы сказать, что вместе с ним уходит целая эпоха, да только это не так. На самом деле эпоха Дэна время смелых высказываний, жесткой сатиры и рок-звезд ушла раньше, а младшему Хаузеру удалось ее на несколько лет пережить. Даже по редким интервью ветерана индустрии несложно понять: в современном обществе он явно чувствует себя не в своей тарелке.

В нынешней обстановке совершенно непонятно, что нам делать с GTA 6. Что бы мы ни сделали, люди будут жаловаться. И радикальные либералы, и радикальные консерваторы стали слишком агрессивными. Это жутко и в то же время очень странно. Обе стороны доходят до абсурда. Оттого сложно представить себе сатиру на это общество. Некоторые вещи, что мы порой наблюдаем сегодня, сами по себе выглядят как сатира

И это слова человека, выстоявшего в жесточайших войнах с поборниками морали, обвинявших игры и конкретно серию GTA во всех мыслимых грехах. Дэну довелось ощутить гнев этой агрессивной культуры на себе. Незадолго до выхода Red Dead Redemption 2 он признался, что в период разработки игры рокстаровцам порой приходилось работать по 100 часов в неделю. Игровая пресса немедля ополчилась на него, журналисты наперебой кричали о нечеловеческих условиях работы в Rockstar. Спустя несколько дней Дэн решил уточнить, что речь шла только о руководителях компании, которые привыкли работать в бешеном темпе, а от рядовых сотрудников никто не требует такого насилия над собой. Но эту машину было уже не остановить.

В современных реалиях достаточно одного неосторожного высказывания для того, чтобы тебя на долгие годы заклеймили подонком. Даже под сегодняшними новостями об уходе Дэна можно увидеть комментарии в духе: А, это тот самый, что построил внутри Rockstar рабство с дерьмовыми условиями для сотрудников? Ну так скатертью дорога, никто не будет по нему скучать

«Потрачено»: книга об истории серии GTA выйдет в России с новым переводом
Не пропустите исследование творческого пути Rockstar от автора «Повелителей DOOM»
Подробнее


Причина отставки Дэна Хаузера на данный момент не разглашается. Последним его рабочим днем должно стать 11 марта 2020 года. Автор с большой буквы может позволить себе уйти на покой с чувством выполненного долга. А вот как это скажется на судьбе Rockstar в индустрии, по-прежнему оглядывающейся на заданные Дэном Хаузером стандарты, — это нам предстоит увидеть в ближайшие годы.